Тёмная и светлая сторона личности. Джекил и мистер Хайд.

Если кто-то хочет полетать в облаках – нужно ли ему мешать?

Из статьи

Т мная и светлая сторона личности Джекил и мистер Хайд

Существует уникальная история, которая была описана в готической повести Роберта Стивенсона «Джекил и мистер Хайд» в 1886. На эту тему отснято много фильмов, поставлены мюзиклы. Это история о психотерапевте, докторе Джекиле, который обнаруживает в человеке несколько аспектов одной и той же личности.

На основании открытия доктор Джекил проводит над собой эксперимент и превращается в Мистера Хайда. Таким способом, он открывает в себе тёмную сторону личности, приводящую его к деградации. В результате Джекил находит способ временно замещать себя своим отрицательным героем, вторым я, альтер-эго. Мистер Хайт – ужасная сторона личности Джекила совершает чудовищные злодеяния. Но это, в то же время всё тот же доктор Джекил, в котором проснулось демоническое начало. В результате такой опыт с бессознательным заканчивается трагедией. В найденном посмертном письме нотариусу Джекил признаётся в том, что он натворил и объяснят почему покончил жизнь самоубийством.

Факты патологии личности

В обычной жизни у каждого человека есть своя модель поведения для того, чтобы осуществлять потребности и добиваться желаемого. Большинство людей тяготеет к крайностям: пассивности либо агрессии. Если личность неуравновешенная и психически неустойчива, обычно она предрасположена к крайностям. И живёт в диаметрально противоположных спектрах поведения в зависимости от накала страстей. От ненависти до любви – один шаг. Скорее всего, личность Джекила, описываемая в романе, больная личность. Возможно, что психотерапевт Джекил сам обнаружил в себе развитие расщепления и захотел самостоятельно предотвратить раскол личности. Но в этом своём состоянии сделал ставку на мотивацию поиска «лекарства», как выхода из ситуации. То есть главным источником поиска стало сверхъестественное, а не сила воли и разум. Эксперимент прошёл неудачно. Доктор был уже охвачен болезнью настолько, что не мог контролировать тёмную сторону личности, вызволившуюся на волю. Возможно, он обнаружил у себя шизофрению с тяжёлой патологией. Науке известно, что шизофрения – болезнь сверхчувствительных и высокоинтеллектуальных людей.

Итак, у Джекила наступает первая стадия. Овладение.

В психиатрии определяют шизофрению как «эндогенное заболевание хронического характера, которое проявляется разнообразной позитивной и негативной симптоматикой и характеризуется особыми нарастающими изменениями личности».

Джекил «заболевает» бредовой идеей о том, что он – это Хайд – сильная личность, которая параллельно живёт и развивается в нём. В своих открытиях и озарениях доктор мнит себя спасителем вселенной, героем. Ведь с помощью его изобретения можно будет найти сильные аспекты личности и использовать их в повседневной жизни человека. Но вскоре меняется не только его мир — меняется и сам экспериментатор. Аффект его сознания, бредовая идея Джекила превращает другую сторону его личности в извращенца и злобного убийцу с мазохистскими тенденциями.

Вторая стадия. Адаптация.

В ходе второй стадии Джекил привыкает к происходящим ожидаемым изменениям в нём. С этой поры, две действительности, две личности уже сосуществуют в его сознании. В его поведении «двойная ориентация». Что он выберет: мир иллюзий или реальность?  Исход самотерапии Джекила теперь полностью зависит от него самого. Мистер Хайт в лице Джекила совершает кровавые преступления, но, когда приходит в себя, Джекил помнит об этом и ужасается происходящему. Но уже ничего не может поделать. Он мнил себя спасителем вселенной, а в итоге, страдает временным помутнением рассудка. В итоге доктор превращается в жертву своих заблуждений и служит тёмной стороне своей личности, которую подпитывает жажда славы и самоутверждения. Джекил не дошёл до третей стадии. В момент тяжёлого переживания с симптомами абулии, потери силы воли и контроля над собой, он убивает себя.

Третья стадия. Деградация.

Больные, перешедшие в третью стадию, начинают деградировать. Сначала они теряют эмоции, а потом и интеллект. Сила эмоционального напряжения и неспособность справиться с психической болью от проблемы выбора между миром реальным – таким непонятным и миром собственных бредовых идей и галлюцинаций, фантазий, в котором человек находится в состоянии эйфории, побуждает личность подавлять эмоции. Сначала эти эмоции подчиняются контролю, а потом, по привычке, моментально проходят стадии подавления и вымещения. О поиске идентичности и самоопределения в сложных жизненных ситуациях и периодах жизни подробно описано в моей статье: «Токсичное Я – инграмма детско-родительских отношений». 

Чем обусловлено расщепление личности?

Расщепление личности обусловлено не появлением симптомов как таковых (аффекта, апатии, абулии, атаксии, амимии и т.д.), а тяжелой травматичной ситуацией. Скорее всего, что ситуация так или иначе связана с проблемой выбора. Выбор не состоялся по той простой причине, что он невозможен. Ну, например, возьмём сюжет из фильма «Немо» (Господин никто)- 2009 г. Когда родители разводятся, в фильме проигрывается ситуация, где Немо остаётся на перроне с отцом и дальше идут сцены из жизни в картинах с отцом. Но тем не менее, в воспоминаниях находятся обрывки сцен, где он запрыгивает в вагон уходящего поезда к матери и уезжает с ней. Дальше в своей голове Немо прокручивает реальные сцены из жизни с матерью. Таким образом Немо живёт двойной жизнью. Зритель обескуражен, он понимает, что такого быть не может. Так какая же из жизней в результате состоялась? В результате у смотрящих картину возникает амбивалентное чувство недосказанности, неясности происходящего. Психотравма Немо налицо, его выбор не сделан. В его голове происходит раскол, расщепление на того Немо, который остался с папой и Немо, который уехал с мамой. В своей взрослой жизни Немо так же путается с выбором спутницы жизни. Он проживает со всеми из них, кто запал в его голову. Он всю жизнь ищет ту единственную, которую потерял когда-то. И потом, когда её находит, тем не менее, ему кажется, что его жизнь не настоящая. Снова выбор не сделан, он остаётся ни с чем. В картине мы наблюдаем поливариантную картину жизни человека, в котором происходит расщепление личности. Ведь в каждом незавершённом выборе личность «условно» раздваивается на амбивалентные структуры, которые поддерживают и ту и другую сторону. Но «поезд жизни» один, он не может переходить по стрелкам одновременно и туда, и сюда. Выбор нужно сделать. Иначе и быть не может.

Терапия

Если кто-то хочет полетать в облаках – нужно ли ему мешать?

Шизофрения – это клинический случай и мы, психологи, порой редко чем можем помочь особенно на 2 и 3 стадии болезни. Говорят, что только сильное эмоциональное потрясение может принести улучшение такому больному. Самое главное, что мы можем сделать – это предупредить клиента о развивающейся болезни, направить к психотерапевту и, наравне с медикаментозным лечением, предложить свою помощь.

На первой стадии может помочь психоанализ, как поиск проблемы, вызвавшей такую реакцию организма. Психологи способны разглядеть симптомы шизофрении. Включить бдительность и прислушаться к тяжёлой ситуации, возникающей у клиента в связи с проблемой выбора. Помочь ему не уходить из реальности, отбросить иллюзии. В работе с таким клиентом очень хороша практика со стулом. Нужно выставить стул напротив клиента и проговорить в адрес «воображаемой проблемы» всё, что вызывает у него сильные чувства. Можно поставить два стула и проговорить в пользу обоих выборов. Самое главное выразить свои эмоции и горечь от не сложившегося выбора: «выбора без выбора», неудачного выбора, сделать акцент на том, что всё происходит к лучшему, трудности закаляют человека. Не будь у судьбы такого поворота, возможно, клиент не стал бы тем, кем он есть теперь (перечислить достоинства). Самое главное, дать пережить клиенту сильное отчаяние, боль и разочарование от потери в пользу того или иного выбора, исхода событий. Как говорят, выбирают наименьшее из зол.

Вернёмся к Немо. Так или иначе, герой фильма проживает все эти жизни: жизнь с отцом, жизнь с матерью, жизнь с Джин, жизнь с Элизой и т.д., и все вероятные варианты событий. В фильме становиться ясно, что своей жизнью управляем мы сами. проблемы выбора появляется от того, что в нашей голове рождаются противоречивые идеи, которые «мы кормим», придавая им значение. В своих откровенных мыслях, фантазиях, воспоминаниях Немо претворяет все планы в жизнь. И, казалось бы, добившись всего, что хотел, оказывается несчастным. В картине хорошо показано: к чему бы человек не стремился, чего бы он не добился, он НОКОГДА не перестанет ИСКАТЬ и ВЫБИРАТЬ! Проблемы выбора и экзистенциальных переживаний я рассмотрела в своей статье: «Парадокс экзистенциальных переживаний. Уникальность представлений об истине». 

Перед смертью «господин Никто» говорит журналисту, что ни он, ни журналист не существуют на самом деле: они все находятся в воображении того мальчика, вынужденного сделать выбор ТОГДА…на вокзале. Выбор между папой и мамой, когда они разводятся. Жизнь перестала существовать для него после этой драмы. Таким образом, режиссёр показывает, что личная трагедия мальчика помешала ему состояться, стать полноценной личностью. И опять же: и ДА, и НЕТ. Именно в этот момент маленькому мальчику приходится сделать переоценку ценностей и повзрослеть. С одной стороны, его жизнь остановилась, и как дальше не выбирай, она потеряла свой вкус, яркие краски и оттенки. Ведь между матерью и отцом не выбирают. И в этом травма выбора личности, участь которой уже предопределена. С другой стороны, именно благодаря этому выбору, каждый человек отправляется на ПОИСКИ себя. В жизни приходится выбирать, даже в тех случаях, когда это сделать невозможно. Всё дело в том, что в случае бессмысленного выбора, например, между матерью и отцом, сам человек, его жизнь обесценивается, теряет смысл. Какой бы ты дорогой не пошёл, ты уже кого-то потерял, кого-то слишком важного и значимого. Поэтому выбор жесток.

Жизнь – не игра. Это реальная вещь. Даже в казино сколько бы человек не играл, рано или поздно он обналичивает фишки. В этом есть идея познания негативного опыта. Познания и преодоления с новым смыслом: довериться жизни, жизненным процессам. Об этом подробнее в моей статье: «Доверие – высшая форма мотивации. Как бросить курить».

Возможна вся наша жизнь – это эволюция. Эволюция во вселенной основана на взаимодействии сил разрушения и сил созидания. Точно так же и человек взаимодействуют со вселенной на благо всеобщей эволюции. Но человеку свойственно заблуждаться, теряться в своих светлых и тёмных аспектах личности, в экзальтации их желаний и противоречий, порой искусственных, созданных внешней средой. Но всё дело в том, что его чувства, экзистенциальные переживания искренни, даже в своем иллюзорном противостоянии.

В продолжение к статье предлагаю поиграть в психологическую игру «Моя история».Это игра – самоотверженный поиск себя. В ней разрешается проблемы выбора. В игре происходит апелляция к нашему разуму, чувствам и планам внешнего действия – поступкам. В ходе игры, как в жизненных ситуациях (новое дело, проблема/задача) у человека появляются препятствия, которые предстоит преодолеть. В игре можно приобрести такие качества, как ассертивность, находчивость, смелость, осознанность, целеполагание, находчивость, концептуальность (знание о причине-следствии) происходящего.

Поделиться в соц. сетях

Опубликовать в Facebook
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники
Опубликовать в Яндекс

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

97 − 87 =