Миротворческие процессы. Справедливость

Тот, кто работал и оказывал тем или иным способом помощь другим, находит справедливым получить в обмен вознаграждение. Это справедливо, да, но любовь, любовь, которая заставляет давать, не ожидая ничего взамен, выше справедливости. Справедливость естественно обитает в человеке, но любовь – еще нет. Даже злодеи могут, некоторым образом, иметь чувство справедливости, даже животные. А сколько преступлений совершено, чтобы восстановить, так сказать, справедливость! Вы кому-то помогли и, во имя справедливости, думаете, что он вам что-то должен. Но если вы будете упорно ждать того, что, может, не случится, вы недовольны, раздражены, и у вас даже возникает небольшое желание мести. А из-за чего вас сейчас грызут эти чувства враждебности? Из-за того добра, которое вы сделали! Разве это разумно? Радость, которую вы испытали, делая добро, почему не постараться её сохранить?

 Омраам Микаэль Айванхов

Что такое мир? Мир наблюдается в сердце. Мир заключается в том, чтобы, прежде всего, гармонизировать своё внутреннее Я. Не делать себя расщеплённым на маски. Сохранять чётко свою позицию, контроль и осознанность. Но если внутри раскол, если внутри личности распад, то мира не будет. Почему сегодняшний мир называется постхристианским? Почему в ведах нашу эпоху описывают как век Кали-юги? Век упадка нравственности, век после того, что осталось от добродетелей христианства. Имеется ввиду именно то, что гуманистические времена, имевшие место быть в истории – а именно Христианские времена, уже миновали, и сегодня мы проживаем именно в постхристианском мире. Экзистенциальные данности нашего существования таковы, что постоянно обрушивают на человека суровую реальность. Реальность событий, которые наступают не сразу, а имеют определённую протяженность во времени навязывают человеку свои условные ценности без всяких оговорок. Испытывая голод, переживая одиночество, старость, болезнь, унижения человек рано или поздно в своей жизни приходит к основным экзистенциальным переживаниям: конечность, или завершенность (смерть), ответственность (свобода), одиночество (взаимоотношения), несовершенство и абсурд (бессмысленность существования). Наблюдая за своей жизнью со стороны, испытывая тревогу, ограниченности в свободе выбора, неудачные отношения или одиночество, переживая отчаяние собственной смерти, и весь пафос бессмысленности жизни на фоне смерти мы силимся понять, а в чём же смысл?

Смысл в восстановлении справедливости. Все миротворческие процессы начинаются с восстановления справедливости. Рано или поздно всё упирается в справедливость. Человеческое чувство справедливости настолько уникально, настолько сакрально, потому что соткано из наших глубинных ценностей, из наших установок. Как правило, какие-то глубинные ценности, связанные с инфантильной психикой нашего бессознательного, появились еще в детстве. Они связаны с нашими отрицательными эмоциями, от которых человек старается избавиться путём их вытеснения на протяжении жизни. Категорический императив (приказ, закон), или императив нравственности, формулируется Кантом следующим образом: «Поступай так, чтобы максима твоей воли в любое время могла стать принципом всеобщего законодательства». Но «императив глубинных ценностей» человека иногда не даёт нам поступать сообразно этим принципам. Психика человека, порой, действует совершенно иначе, потому что подчиняется лишь закону сохранения энергии. Вся психическая энергия человека сохраняется с течением времени и никуда не исчезает бесследно. Наши вытесненные, подавленные эмоции, которые сидят глубоко внутри не всегда подходят под «принципы всеобщего законодательства». Закон сохранения энергии называется принципом сохранения энергии и говорит об однородности времени. То есть, подавленная отрицательная эмоция сохраняет свою энергия независимо от количества времени, которое прошло с тех пор, как её произвели на свет. Отрицательная эмоция и энергия нашего организма, направленная на её подавление независима и свободна. Время не лечит. Императив глубинных ценностей действует на протяжении жизни человека и является его независимой энергетической сущностью. Все подавленные отрицательные эмоции нашего организма потребляют огромное количество нашей энергии. Антиматерия и материя при встрече образуют взрыв. Эмоциональный взрыв происходит тогда, когда отрицательные эмоции забирают всю нашу энергию и отнимают чувство радости. Ведь радость – это тоже энергия, но откуда же её взять, если вся энергия уходит на чувство сопротивления подавленным эмоциям?

Все наши органы чувств находятся на периферии: слух, зрение, обоняние, осязание, вкус и постоянно заняты периферией. На этой периферии работает и спусковой механизм принятия решений ума. Мы принимаем то, что нам нравиться, и отвергаем то, что нет. Органы чувств человека экстравертны. Наши глаза, уши, нос, руки направлены на то, чтобы добывать ощущения снаружи. Искать там, где мы видим, касаемся, чувствуем, слышим. Просвещение ума на уровне чувств ведётся снаружи, тогда как ищущий остается внутри. И эту двойственность нужно понять. Человек уходит в амбиции, ищет то, что принесёт ему удовлетворение. Но внешнее никогда не соответствует внутреннему. Если во внутреннем поиске человек не удовлетворён, внешние поиски удовлетворения ни к чему не приводят. Пока ищущий не узнает кто он такой, все поиски бессмысленны. Истинное знание не в чувствах. Наши чувства не совершенны. Мы склонны ошибаться, находиться в иллюзии, двигаться путём обмана. И всё потому, что наши чувства несовершенны. Пора прислушаться к голосу разума. Стоит обнаружить внутренний свет. Но присутствие света – это не отсутствие тьмы. Свет исходит из вашего внутреннего солнца. Мир в душе, он внутри нашего осознания себя. Пока человек что-то ищет во внешнем мире, оперируя своими несовершенными чувствами, он не спокоен, он не стабилен, он не свободен. Он зависим. Все эти поиски удовлетворения, стабильности оборачиваются жаждой накопительства, войны. За одной войной наступает новая война, капитализм превращается в демократию, демократия в коммунизм, но человек продолжает искать, продолжает завоёвывать. И человек никогда не бывает удовлетворён, потому что он ищет вовне, на периферии ума. Любая идея поиска абсолютного счастья, равенства и братства для всех заканчивается крахом.

Демократия превращается в иллюзию, коммунизм превращается в иллюзию, потому что у каждого из нас свои условные ценности. Все счастливы одинаково. Счастье – это ощущение радости. Но каждый несчастен по-разному. Отрицательных эмоций целая гамма – стыд, страх, гнев, отчаяние, скорбь. И здесь каждый из нас беспомощен. Предаваясь идее светлого будущего, мы отправляемся на поиски коллективного счастья, хотя каждый из нас в это время должен отправиться в своё одинокое паломничество за искуплением греха. И каждый ищет в этом паломничестве освобождения. Но если бы мы больше не были заняты этими утопическими идеями, мы посмотрели бы вглубь. Мы должны немного заглянуть вглубь, внутрь себя. И пусть нам темно, в тёмной комнате нашего сознания, но мы должны идти на свет ослепительного солнца истины. Если сосредоточиться на миротворчестве, если принять за данность ЧЕСТНОСТЬ, можно победить этот раскол. Можно преодолеть и двойственную природу ума. Всё дело в том, что глубоко внутри у нас накопились отрицательные эмоции, которые расщепляют наше сознание. И эти эмоции диктуют нам свои условные ценности.

Условные ценности – особая религия чувства справедливости, на которые опирается защитная система человеческой психики. Так уж устроено природой, что человеческое сердце всегда выступает в поддержку идеализированного Я. С момента принятия тех или иных убеждений в своём сердце, мы мотивируем своё поведение внутренней определённой оправданностью своих убеждений. Условность таких ценностей состоит в том, что они поддерживают не истинное, но иллюзорное представление о себе.

Поэтому миротворчество находится не в идее. Капитализм, социализм, коммунизм тут не при чём. Ни один строй, ни одна политика не поддерживали миротворчество, потому что в мире убеждений, в мире условных ценностей постоянно происходит борьба, происходит конфронтация. Идеи работают только на периферии ума. И чтобы победить в этом конфликте, нужна философия. Нужна психология, нужен взгляд внутрь, в лицо нашим подавленным эмоциям. Но если человек боится смотреть им в лицо, он становиться приверженцем идеи. Он становиться марионеткой политической власти, он верит обещаниям политиков, он сам обманываться рад. Но в тишине внутреннего Я исчезает всякий плюрализм. Посреди внутреннего Я прекращается всякая политика. Там начинается волеизъявление сердца. Поэтому для того, чтобы открыть сердце для миротворчества, мы должны снять внутренние конфликты, мы должны простить, мы должны раскаяться. Человек может объединить все свои силы, весь свой потенциал, чтобы дать отпор внешней расшатывающей реальности. Но прежде всего, он должен опуститься в реальность своего сердца и там найти зерно рациональности. Мир не так уж плох. Уроки не так горьки. Смерть: тело уходит, душа остаётся жить вечно; свобода: ограничения дают нам ощущение радости жизни в настоящий момент, большая свобода обусловлена большой ответственностью; одиночество даёт ощущение тяги к любви, необходимости в любви, в дружбе; бессмысленность даёт ощущение смысла. Бессмысленность человеческой жизни приводит к осознанию высшего смысла, Абсолютной истины. Благодаря этим данностям у нас есть баланс. Всё познаётся в сравнении. Данности бытия помогают нам приобрести знания, ощутить баланс между зависимостью и независимостью, конкуренцией и сотрудничеством, началом и завершением, смертью тела и бессмертием души, любовью и ненавистью, консолидацией и расколом, добром и злом, справедливостью и несправедливостью. Разве это не прекрасно?

Культивировать благость можно там, где много света. Но если в вашей душе потёмки подавленных эмоций, вы должны взяться за уборку в этой тёмной комнате. Освободить завалы, убрать окно от нагромождения вашего ума, чтобы источник света и милости проник к вам. И вы можете стать миротворцами в своей Душе. Душа – храм, там должна быть ЧЕСТНОСТЬ, ПОДЛИННОСТЬ, ВЕРА! Как подчеркивает святитель Иоанн Златоуст, Христос «не только осуждает взаимное несогласие и ненависть людей между собой, но требует большего, а именно — чтобы мы примиряли несогласия и раздоры других». Но примирять может только мирный человек. По заповеди Христа мы должны стать миротворцами, то есть теми, кто устраивает на земле мир. Зачем нужно примерять враждующих? Да потому что каждый человек должен быть ответственным за всё, что происходит в этом мире. Каждый должен получить превосходную степень свободы и ответственности за свою жизнь. Стать хозяином этого мира. Потому что Мир – это не только место нашего обитания, но и наш дом. Обращение к людям из книги Шри Ушопанишад: «не понимая того, что в природе уже есть всё необходимое для поддержания нашего существования, мы пытаемся использовать природные ресурсы, чтобы создать условия для так называемой полнокровной жизни, посвященной чувственным наслаждениям. Но такая, уводящая с истинного пути жизнь, является иллюзией, так как, пока живое существо не связано с Полным Целым (Бог), оно не может наслаждаться жизнью чувств». Нужно помнить, что главный человеческий ресурс – это ашрам (духовная культура), и никакие земные блага не сравняться с ним. Ашрам нужно не только «исповедовать», охранять, но и наполнять, поддерживать своим уровнем благочестия.

Что такое мир? Нередко полагают, что мир – это отсутствие войны или прекращение конфликта. Мир – это состояние души человека. И отсутствие конфликта – не есть мир. Мир – это благочестивые поступки, это радость, которая живёт в сердце, это милосердие, это способность сострадать! Мир –  некая благодатная реальность, вытесняющая идею вражды и заполняющая собою пространство человеческого сердца. Серафим Саровский описывает состояние мира следующим образом: «Дар и благодать Святого Духа и есть мир Божий. Мир есть знамение присутствия Божией благодати в человеческой жизни». При каких же обстоятельствах мир воцаряется в душе человека? Когда уравновешены различные свойства душевной природы человека, когда гармонизированы его внутренние устремления, когда достигнут баланс между духовным и физическим началами. Баланс между разумом и чувствами, между потребностями и возможностями, между убеждениями и действиями. При восстановлении баланса жить становиться невозможно без чувства справедливости. Честность и справедливость – вот состояния союзные миру и покою.  Но иногда отношения становятся дороже истины, дороже справедливости. Во имя любви мы можем скрывать истину, во имя человеколюбия, мы критикуем осторожно, мы держим свои чувства до поры до времени под контролем, чтобы не ранить человека, не оглушить его жестким признанием. Жизнь постоянно ставит человека в ситуацию, когда ему необходимо восстанавливать равновесие между противоречивыми внутренними устремлениями. Когда возможности и потребности человека не достигают гармонии, то он страдает. Но еще больше страдает человек от потери мира, от потери искренних отношений, от боли или предательства, которое совершил по отношению к ближнему. Внутренний мир наступит только в том случае, если весы, на чашах которых лежат наши желания и человеколюбие, зафиксируют равновесие. Нельзя рассказывать свою правду, если она ранит, или ущемляет чувства другого. И потом, любая правда относительна. Идея мира и идея справедливости произрастают из единого корня. Именно поэтому миротворчество всегда требует жертв и самоотдачи. Мир не может восторжествовать без справедливости. Высшая справедливость – это Любовь.

Самое главное, это понять, что есть Абсолютная истина (всё есть Бог). И любовь выше даже самой высокой идеи и борьбы за её справедливость. И если человек не готов принести в жертву другому часть собственных интересов, то он должен понять одну простую вещь: любовь к ближнему и есть высшая справедливость. Любовь находится гораздо выше собственных интересов. Если центральное место в жизни человека занимает Бог, то человек становится способным отказаться от своих претензий во имя блага ближнего. Бог призывает нас к любви. Когда же люди демонстрируют неспособность к самопожертвованию, и конфликт, в котором они участвуют, требует жертв, тогда обращаются к посредникам. Исполнять эту функцию в миротворческой миссии — дело духовно опасное, посредник обязан требовать от враждующих сторон самоограничения. В результате их гнев и недовольство вполне могут обратиться на миротворца. Но всегда необходимо помнить о том, что Бог — Творец мира и жизни. И только миролюбивые люди могут грамотно распорядиться всеми благами на земле, но не политики. А главное условие мира есть непременное условие сохранения жизни. Политики же только вооружаются. Но зачем носить оружие, если ты идёшь с миром. Защита предусматривает нападение.

Божественная логика состоит в том, что необходимо уступать для того, чтобы выжить, для того, чтобы выжить нужно разоружаться! Человеческая логика направлена на вооружение для отстаивания своих интересов и политического капитала любой ценой, даже ценой жертв. Человеческая логика не дальновидна. Если в теле становится много паразитов, оно умирает. Когда умирает в душах людей любовь – с ним происходят подобные процессы. Человек превращается в ходячего мертвеца, не способного верить, любить, испытывать истинные чувства. Человек оградивший душу от боли, от страданий, от жертвы во имя любви, превращается в паразита, который живёт за счёт других, питается их чувствами, а сам не хочет ни верить, ни любить. Сначала зло и капиталы умножаются, а потом он гибнет, собственно, от своего же оружия. На большие амбиции (высокомерное отношение к человеческим чувствам, нежелание испытывать сострадание) всегда найдётся достойный противник, с ещё большими амбициями. На сильного найдётся еще более мощная сила. На любовь – лишь любовь. Поэтому нужно уповать на мир, молиться о мире. Согласно «Шри Ишопанишад», причина всех проблем заключается в том, что руководители общества отказываются признать существование Верховной Личности, которая владеет и управляет всем. Написанная тысячи лет тому назад на санскрите, языке Древней Индии, «Шри Ишопанишад» даёт нам ключ к познанию природы Высшего Разума, управляющего вселенной. Без этого знания человечество не сможет найти выход из тупика, в который его завели лидеры-материалисты.

Сегодня пришло время отказаться от своих интересов в пользу мира, потому что божественную справедливость нужно принимать душой, а не логикой. Миротворчество и разоружение необходимое условие для выживания нынешней цивилизации. Меры предосторожности нужно принимать уже сейчас! Нужно вдохновлять людей на мир и проповедовать мир. Вывод напрашивается самим собой, в кабинете министров должны сидеть не предприимчивые люди, а миротворцы и философы, моралисты. Лидеры, которые находятся у власти должны советоваться с духовными людьми, людьми практикующими аскезу, отречение. Тот, кто постоянно занят мирским планом вряд ли может учитывать «интересы» души. Мир Вам и вашему дому!

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

2 + 7 =