Исповедь клиента
От автора: это метафоричная история, взятая из притчи, в которой я повествую про свои отношения с клиентами, которые не хотят брать ответственность за свою жизнь в свои руки, которые упрямо навязывают мне эту ответственность, или уходят, когда мне им нечего больше предложить, кроме их персональной ответственности -дар, который, обычно не ценят, потому что не видят урока…
Жизнь – как фортепиано. Белые клавиши — это любовь и счастье, черные — горе и печаль. Что бы услышать настоящую музыку жизни, мы должны коснуться и тех, и тех. В своем произведении «Исповедь» Лев Толстой изложил суть человеческих переживаний: «Давно уже рассказана восточная басня про путника, застигнутого в степи разъяренным зверем. Спасаясь от зверя, путник вскакивает в безводный колодезь, но на дне колодца видитдракона, разинувшего пасть, чтобы пожрать его. И несчастный, не смея вылезть, чтобы не погибнуть от разъяренного зверя, не смея и спрыгнуть на дно колодца, чтобы не быть пожранным драконом, ухватывается за ветви растущего в расщелинах колодца дикого куста и держится на нем. Руки его ослабевают, и он чувствует, что скоро должен будет отдаться погибели, с обеих сторон ждущей его; но он все держится, и пока он держится, он оглядывается и видит, что две мыши, одна черная, другая белая, равномерно обходя стволину куста, на котором он висит, подтачивают ее. Вот-вот сам собой обломится и оборвется куст, и он упадет в пасть дракону. Путник видит это и знает, что он неминуемо погибнет; но пока он висит, он ищет вокруг себя и находит на листьях куста капли меда, достает их языком и лижет их». Дракон Каждый раз, когда я провожу терапию, я вижу перед собой клиента, который мечется в поисках выхода их разных жизненных коллизий. И тогда мы вместе с ним проникаем в таинственные дебри бессознательного. И вот я слышу долгожданный рассказ про «дракона». Драконом может быть начальница на работе, депрессивный муж, невнимательные родители и так далее. Притча про дракона описывает обыденную жизнь человека, его экзистенциальные поиски, мытарство бытия в ожидании смерти. Бывает и так, что «дракона» скрывают, даже от себя. Но рано или поздно, мы его всё-таки находим. Самое интересное, что как только источник раздражения, «дракон», найден, клиент не спешит с ним расставаться. Пагубная привычка “греть дракона на своей груди” приводит к депрессивным расстройством, навязчивым состояниям, страхам, чувству беспокойства и пустоты, ненужности, одиночества. Это ощущения загнанной лошади, которая подходит к финишной прямой позади всех. В её пробеге нет смысла. Так, может быть, она бежала не туда? Хотя она так самоотверженно бежала… Дальше в лес – больше дров! Вскоре клиент понимает, что смирился с тем, что он – жертва обстоятельств. И даже бравирует этим. Ведь так проще. Все его жалеют, понимают, а он придумывает новые способы в доказательство своей правоты. Занят поисками адвокатов, защитников. Но кто его защитит от себя? В конце концов несчастный сочиняет «сказку», историю своей жизни с выгодной позицией невинного страдальца. В которой мы слышим что он сделал, чтобы “улучшить” этот мир, ситуацию, людей и так далее.Таким образом, происходит “отрицание” той правды, жизненной реальности, которую в народе называю карма (речь о причине и следствии). И вот развивается патология бесконечного переживания психотравмы. Есть 5 стадий прохождения психотравмы горя/болезни/своей несостоятельности и т.д.(взято из “стадии принятия рака):
Вначале человек не верит, что это происходит с ним, понимает, что он живёт какой-то чужой, не своей жизнью, не так. Потом наступает возмущение, приходит гнев, и Он рассказывает всем про ужасного дракона (мужа), показывает его фотографии и говорит: «вот посмотрите, какой кислый мой муж!» А затем продолжает ходить к психологам и собирать на него компромат. Но зачем? Вместо того, чтобы выбросить из головы то, что мешает ему расти и развиваться, то, что заводит в глухой угол, в тупик, он поставил в центр своей жизни этого дракона. И занимается публичными оправданиями из серии: “почему я с ним живу…” Дальше начинается следующий этап: торг/борьба. И с этого момента клиент поступает в жизни вопреки, или благодаря дракону. Заметьте, каким способом это происходит – уже не важно! Ведь результат одинаковый – человек формирует своё умонастроение и принципы исходя из ценностей, мнений чужого/другого. Когда наступает эта стадия отношений к дракону, клиент начинает отстаивать свои границы (торг или открытая борьба). Этот период требует очень много душевных сил и беспокойства. Стадию торга/борьбы минуют не все. Всё зависит от того, насколько чего у кого хватит. Но, возможно, что в таком состоянии клиент “зависает” надолго. Такое состояние можно было бы описать диаграммой в виде ремиссии и панических атак возбуждения в виде поисков справедливости, борьбы за жизнь и отстаивания своих интересов. Такой “незавершённый гештальт” может случиться с человеком даже после “смерти” дракона, или ухода от дракона, если отношения полны ненависти, боли и обиды. Если человек не подавляет свои чувства в стадии торга/борьбы, а полностью их проживает, может наступить депрессия. Это происходит с тем, кто устал бороться и нуждается в передышке. У Джона Грея в его “любовных письмах” это стадия наступает после выписывания разочарования, боли и обиды. В результате, проработав все эти чувства, клиент остаётся с виной. Этот момент приходит как инсайт. Если в предыдущей стадии клиент хочет этого дракона обезвредить, и соглашается с тем, что нужно его «обезвредить». То теперь Он понимает, что это сделать НЕВОЗМОЖНО. Потому что этот «дракон» – уже часть его. И не просто часть – это он сам символично поставил его в центр своей личности, своих ценностей и приоритетов. Сам разыграл символдраму, в которой выступает в театре одного актёра. Сам себя мучает и провоцирует. Сам себя карает. И теперь приносит свои дары на алтарь веры в могущество дракона. Этими дарами могут быть личное время, мысли о драконе, жизнь, поставленная на кон в «угоду» дракону или вопреки и так далее. Самое интересное, что дракону от этого ни горячо, ни холодно. А клиент страдает, попадая в собственную ловушку из неоправданных ожиданий, не состоявшейся веры и любви, не удовлетворённых потребностей, сломанной жизни. Выход в терапии наступает тогда, когда клиент сам или с помощью психолога пришёл к стадии“принятие”. Клиент должен принять, что Он сам довёл ситуацию до кризиса. Без принятия не будет ответственности. А уж когда приходит ответственность, которую клиент ни в коей мере не должен разделять с психологом/психотерапевтом, добро пожаловать. Ведь терапия на курсах анонимных алкоголиков начинается с признания в алкоголизме. Возможное решение в терапии: Работа со стулом. Необходимо поставить стул на некотором удалении от клиента и обозначить фразой «границы его жизни»: «представьте, что это – ваша смерть». Серия вопросов к клиенту:
Бывает зачастую и так, что как только мы становимся честны с клиентом и возвращаем ему его “ответственность” изначально, априори, безусловно возложенную на наши плечи, плечи “целителя”, “мессии”, клиент исчезает. Но мы, врачеватели душ (“психо” от др.-греч. ψυχή — «душа») должны стойко проходить такие уроки. Гнуть свою линию и чётко соблюдать законы этики: “не навреди”. Иначе клиент превращается в беспомощный овощ, над которым и дальше будет злорадствовать “беспощадный фатум”, “злой рок”, “дракон”. Две мыши Две мыши — белая и черная в притче о драконе — это день и ночь. Это время. Время, которое заставляет клиента суетиться, думать о том, что ему предстоит сделать. Задуматься о том, какие плоды он пожмёт, если будет бездействовать. Всем известно выражение: “время разбрасывать камни, и время собирать камни”. Итак, мы прекрасно понимаем, что у каждого из нас есть определённое время на то, чтобы накосячить. И есть определённое время на то, чтобы исправить свои косяки. Люди, которые не взяли на себя ответственность и не нашли “своих косяков”, а ищут только чужие косяки (собирательный образ дракона), должны бояться времени. Ведь время подводит итоги и “считает собранные камни”. И вот тогда всё происходит в пользу дракона. Итак, дракон – это обстоятельства, складывающиеся в нашей жизни, которые необходимо решить. Мыши – время. Если клиент берёт ответственность за ту важную жизненную задачу, которая приходит к нему в виде дракона: обычно через ситуацию или через какого-то человека, он понимает, что это урок. Каждый человек появляется в нашей жизни именно тогда, когда мы больше всего нуждаемся в уроке, который он несёт. Об этом более подробно в моей статье: Кармические законы. Как они влияют на психологию человека. Лечить нужно с головы. Смерть, которая поджидает человека, это и есть тот экзистенциально важный этап, который нельзя отсрочить. Время приближает нас к смерти. И рано или поздно пора задуматься о том: «что ты сделал, для того, чтобы оправдать своё существование?» Задайте такой вопрос такому клиенту. Часы, как и мыши, к сожалению, работают неустанно, но, для человека, который загнан в угол, время работает против него. И когда мы бездействуем, и когда мы сливаем ответственность за свои уроки судьбы на очередного психолога, сил не прибавляется. Жизнь становится какой-то чужой в неравной схватке с этим страшным зверем – драконом. Важно помнить, для того, чтобы приблизиться к бессмертию, не обязательно быть смелым. Достаточно просто быть честным, просто сделать шаг, в сторону честности и оказаться наедине перед самим собой. Не выдуманным и приукрашенным собой под слоем личности, нет. Собой, таким, который качественно проживает каждый момент своей жизни. В этом и есть путь осознанности. Путь к логотерапии, путь к смыслу. О честности с самим собой более подробно в моей статье:“Магия для привлечения родной души. Как вылечить «Больное сердце». Капли мёда. В притче вода жизни вытекает по капле, запас энергии истощается. Чуть раньше или чуть позже сосуд жизни опустеет, и человек, который висит над пропастью безводного колодца, понимает, что он обречён, как каждый из нас. Мы умрем. Но кто помнит об этом каждый день, каждую секунду своей жизни? Очень интересно высказывает свои экзистенциальные переживания по этому поводу Робин Шарма в книге “Кто заплачет, когда я умру?” Кто-то может прислушаться к существующим идолам, кто-то верит в свою собственную силу, но есть и третья категория людей, которые видят во всём божественное присутствие. Большинство людей ведет себя подобно путнику из притчи — тешат себя каплями меда призрачных наслаждений этого материального мира. Но рано или поздно наслаждения приедаются. Ведь в ситуации “подвешенного” над бездонным колодцем путника тяжело испытывать наслаждение. необходимо сначала избавиться от угрозы. Когда эмоции подавлены, чувства горечи и обиды настолько притупляют ощущения, что уже больше невозможно испытывать и радость. Люди придумывают самые разнообразные «обманки» и «заглушки» – компенсацию, замещающие механизмы, с помощью которых они более или менее успешно отвлекают свой взор от жуткой, но в то же время самой важной правды – смерти. Но для того, чтобы прожить полноценно, нужно сначала разгадать её загадку! Жизнь должна наполниться, прежде чем погаснуть. Поэтому сиюминутные «капли мёда» не насыщают. Сознавая эту жёсткую правду, в любом деле следует искать экзистенциальный подтекст. Экзистенциальную мотивацию. Этот мир рано или поздно разрушится. Пора переходить в другие миры, на другие уровни. И, возможно, это будут уровни души. Выход в терапии для тех, кто дошёл до конца. Поэтому после принятия ситуации, я советую клиенту сделать переоценку ценностей. Пусть сначала с помощью психолога, а затем и самостоятельно определиться с тем, чья это жизнь, для чего она нужна и зачем «я выбираю такую жизнь?» Сделать вывод, принять уроки судьбы, пройти трансцендентный опыт, совершить «прыжок в небо». Ведь отрезок времени, который нам суждено ещё прожить, неуклонно сокращается. В «Исповеди» Толстой пишет о четырех способах, которыми люди его времени пытались укрыться от страха жизни: это выход неведения, это выход эпикурейства (занятия философией, поиски правильного пути в жизни), это выход силы и энергии (решимость, способность к самоубийству) и это выход слабости (жизнь в иллюзорной надежде на обретение смысла и спасение). Если клиент одинок или несчастлив в разрушающих отношениях он должен понять, что это преходящие состояние. Когда ответственность за свою жизнь он “держит в своих руках”, возможно всё исправить. И пусть внешне, кругом, кажется всё пустым. Главное, чтобы он открыл своё сердце, и оно не было пустым. Ведь если там – внутри – зияющая дыра, это будет невыносимо. Тогда клиент будет по-настоящему в проигрыше. Сердце должно быть живым, иначе пустота заглушает его ритм. свято место пусто не бывает. Там появляется «дракон», который будет его будить и преследовать, “оживлять”. Ведь только драконы живут в ужасающей погребальной темноте неведения. Темнота поселяется в пустых сердцах. Вот встретились два одиночества в надежде, что они станут счастливыми. Но очарование фальшивой личностью быстро проходит. Все заняты поисками индивидуальности, души. Поэтому как только люди чувствуют фальшь, они разворачиваются спиной друг к другу, и жадно начинают искать вокруг то/того, что их наполнит. Потому что в душе они уже давно мертвы, одиноки. Одиночество – это сознательный выбор каждого, а не приговор. Решаясь вступить в отношения, нужно сначала гармонизировать свою личность, привести её в состояние равновесия. Иначе в пустоту вашего сердца обязательно придёт кто-то, кто-нибудь раздражающий и заставляющий в ней не дремать. Кто-то, кто своими попытками оживляет вас! И если вы оба закрепились в этой пустоте: друг и недруг, муж и жена, любовник и любовница, маньяк и жертва, обязательно появиться и “дракон”. Тот, кто выводит на чистую воду. Потому что это путь обмана, путь зависимости. Отношения, которые построены на зависимости – мезальянс! В таких отношениях один всегда будет беспомощно цепляться за другого. В пустоте всегда так: кто слабее, будет залипать на того, кто сильнее. Поэтому усталый путник висит на ветках лозы, и капли мёда его не насыщают. Как можно насытить мертвеца? Про путника из притчи Путник понимает, что его сердце пусто. Обычно такие поединки (борьба с судьбой, обстоятельствами) заканчиваются провалом. В пустом сердце нет места высоким чувствам, там они начинают бродить и закисать. Поэтому если ваше сердце пусто, лучше выбрать смерть! И колодец, куда бывают загнаны несчастливцы – прямой путь к тому, чтобы на волоске между жизнью и смертью бороться за честность. Отстаивать своё существование с борьбой и слезами. Тогда, возможно, прийти к любви и благодарности. Или умереть, так и не познав прощения и любви. Метаморфоза состояния этого путника из притчи в том, что в борьбе за жизнь человек находит выход, либо смерть. Но жизнь в пустоте — это игра в одни ворота. Ведь жизнь становиться бессмысленной, когда в душе нет настоящей любви, поэтому и жизнь, и смерть – одни ворота. Когда нет истины, жизнь приравнивается к смерти, человек умирает душой, но еще существует какое-то время до своей фактической смерти.
В продолжение статьи хочу пригласить вас на игру «Трансформация»Игра «Трансформация» – это игра превращение, которая позволяет оторваться от реальной ситуации и поднимает в круг духовных истин, ментальных установок. |