Секрет наслаждения по «Шагреневой коже» Оноре Де Бальзака.
От автора: Статья написана после прочтения романа и просмотра фильма “Шагреневая кожа” 2010г, эта работа посвящена изучению “мифа любви”, который преследует человека всю жизнь, в принципе, это один из основополагающих мотивов экзистенциального поиска смысла жизни…
Каждый день – это проблема выбора между храбростью и трусостью, щедростью и жадностью, милосердием и жестокостью: выбирать – кем быть, каким быть, иногда этот выбор приходится делать ценою всей нашей жизни… Мера страдания определяет меру истины. А сделка с дьяволом определяет её критерии… Из статьи «Что смерть, если ты перед этим понял смысл жизни?….» Щноре Де Бальзак (из романа) Подборка статей: Смотрите так же статью: “В чём смысл жизни?” Обедневший, но гордый аристократ, Рафаэль де Валентен хочет издать свой роман: «Теория воли». Но куда бы он не обращался, везде ему отказано. К тому же, его жестко обманула возлюбленная. И главный герой бросается в Сену, но в двух шагах от смерти он случайно попадает в лавку древностей к скупщику. Тот предлагает ему выгодную сделку: взять «шагреневую кожу», которая будет исполнять все его желания, но предупреждает, что взамен каждого желания постепенно сокращается его жизнь. Самоубийство отсрочено. Теперь жизнь Рафаэля буквально находится между «желать» и «мочь». События романа очень напоминают сказочную фабулу. Ведь с Рафаэлем происходит чудо: ему возвращают жизнь, жизнь полнокровную, богатую и счастливую, но за определённую плату. Жизнь — это чудо, это подарок, и она бесценна, но герою пришлось ощутить её ценность, когда появилась угроза его жизни. Теперь он расплачивается за каждое своё желание минутами и часами – временем из своей жизни. Он выкупает свою жизнь у смерти. Когда мы выходим из детства, основная проблема заключается в том, что мы привыкаем к жизни, и она становится для нас слишком обыкновенной. В романе символично описывается именно такой момент. Жизнь, наполненная любовью – чудо, но Рафаэль перешёл границу иллюзий детства и юношества, он вступает в зрелость. Этапом его взросления становится «Женщина без сердца». И здесь наступает некий момент экзистенциального поиска главного героя, десакрализации «мифа о любви». Сама по себе идея “мифа о любви” утопична: во взрослой жизни за всё, в том числе и за любовь к женщине, нужно платить. Лишившись своих иллюзий, «мифа о любви» (безусловная любовь -редкое явление), человек понимает, что жизнь ПУСТА. Он утрачивает ощущение священного и символического подвига перед жизнью: терпеть лишения, утрату, голод и превратности судьбы ради смысла – безусловной любви. Именно крушение любовных иллюзий сподвигнуло Рафаэля проникнуть за пределы обычной мирской реальности. Пространство романа, так же, как и в сказке наполнено символами, знамениями другой реальности. Роман «Шагреневая кожа» подобен сказке, где внутреннее метапространство роста и развития героя не менее реально, чем объективная сторона нашей жизни. Рафаэль, прототип которого О.Бальзак взял из собирательного образа своих современников, в реальном мире не существует. Это символичный образ человека, с которого снимают узду, и для него нет ничего опаснее его собственных желаний. Вследствие десакрализации «мифа о любви» он лишается способности не только видеть великое, но и ценить жизнь. Его существование утратило нечто «сакральное», ценное, присущее «сказочности» — поиск и момент веры, надежды. И тем не менее, несмотря на отчаяние, на грани самоубийства, герой отбрасывает идею десакрализации, и принимает сказочные условия, берёт шагреневую кожу и начинает верить в её действие. Итак, для того, чтобы понять духовную сторону реальности, Рафаэль отправляется в сказку. В романе происходит ментальный эксперимент: проверяется свобода воли. И главный герой очень дорого расплачивается за свои желания. Итак, Рафаэль из романа О.Бальзака, как и каждый человек, переходя во взрослую жизнь понимает, что всё в ней имеет свою цену. Люди живут по определённому распорядку в неких сферах жизни: деньги, слава, карьера, семья, здоровье, взаимоотношения. Каждый из них, будем условно говорить, располагает энергией этих сосудов. Энергии больше или меньше – не важно, главное – знать где её достать: из сокровищницы души. Но если энергия души человека уходит на корыстные цели, удовлетворение физиологичных желаний, «сосуд жизни» быстро истощается. Тогда, возможно пойти на сделку с дьяволом. Но функция сказки о «шагреневой коже» не ограничиваются только воспитанием, она уходит дальше, выше — первый мост к сакральному. По концепции романа, каждому человеку отмерено определённое количество энергии, по масштабам его души. И, самое интересное, что высшая энергия – это любовь, и ничто её заменить не может, даже физиологичные аспекты любовных взаимоотношений – лишь тень на фоне подлинных чувств. Прочитав роман, можно сделать вывод, что, имея какие-то желания, каждый из нас совершает сделку. Разница лишь в том, сохраняем ли мы при этом полную ответственность перед происходящим или нет. Бальзак проецирует проблему подобной сделки с совестью в пространство современного культурного поля. В его произведении метафорично идёт речь об истощении жизненного запаса энергии души. Символ шагреневой кожи. Герой любой сказки, в какой-то момент доходит до границы, отделяющей обыкновенный мир от мира иного, мира «за гранью», мира испытаний, мира «дремучего леса» бессознательного. Другой мир (речь о сакральном внутреннем мире Рафаэля) не является потусторонним – это борьба, накала страстей в душе Рафаэля, в котором осуществляется обряд инициации. И скупщик «посвящает» героя «шагреневой кожей» «Шагран» по-французски означает горе, страдание. Мера страдания определяет меру истины. А сделка с дьяволом определяет её критерии. Не зря говорят, что «желания – это демоны». Желания в романе поданы в виде искушений «шагреневой кожи»: завладеть всем, ведь жизнь коротка, наслаждайтесь ею, пока не поздно. Душа связана как с телом, так и с нашим духом. Искусство немыслимо без наслаждения эстетического, но наслаждение может стать целью в жизни. Тогда оно греховно. Желания превращаются в демонические, когда они только лишь служат безграничному наслаждению. Наслаждение очень часто путают с понятием счастья. Но счастье всё же основано на законах высшей справедливости: любви, которая зиждется на милосердии, сострадании, жертвенности, радости и благодарности. Наслаждение ради наслаждения чаще всего осуждается православием и христианством в целом. Почему? Все из-за идеи, что мера страдания определяет меру истины. За каждое желание положено отстрадать. Вспомним русскую поговорку: Христос терпел и нам велел. Под списком желаний и оккультным подходом к их исполнению подразумевается сделка с дьяволом. Символика «ШАГРЕНЕВОЙ КОЖИ» – символика ИСКУШЕНИЯ. Роман Бальзака буквально отвечает на вопрос: насколько человек высокоразвитый способен противостоять искушению? Сначала автор оставляет Рафаеля наедине со своими желанием, наедине с «размером его души». Главному герою позволено всё. И он выбирает для себя очень простые, ограниченные радости, а когда радости исчерпаны – наступает пресыщение. Здесь у Бальзака мы усматриваем некую долю осуждения, но это специфика осуждения не частного выбора человека, а масштаба душ этой эпохи. Естественный отбор среди людей утверждает принцип движения жизни. Получая возможность осуществить свои желания, герой отказывается от духовности, не пишет новых романов, не служит идее. Он желает лишь физического удовольствия, его желания физиологичны. В этом романе Бальзак отдаёт дань эпохе разложения нравов и упаднических настроений XIX в., которые отразились на передовых людях того времени. Когда миром правят банкиры, желания людей упираются в чувственные наслаждения, в преступления против морали. Мораль банкиров такова: жить сегодняшним днём, подразумевая свою конечность и тленность жизни. Сегодня, я нахожу перекличку настроений той эпохи с веком нынешней технократии. Когда в наше время поднимается вопрос о законе и справедливости, о причине и следствии, о расплате за свои желания, мы возвращаемся в эпоху банкиров. И хотя в реальном мире точно так же не существует скупщика желаний, владельца антикварной лавки, торговца желаниями, хранителя «шагреневой кожи», мы с вами прекрасно понимаем символику образа. Скупщик и хранитель наших желаний, каждый раз приходит к нам, когда мы в жизни сталкиваемся с подобными препятствиями. Мы постоянно общаемся со своей совестью, проводником между миром яви и нави, скупщиком из лавки, «Кощеем» из сказки, одним из многоликих аватаров Дьявола, в одной из его ипостасей. Рассматривая символику романа, нашему взору открывается трансцендентальная реальность: страсти и желания убивают и иссушают душу. У каждого из нас от рождения существует энергия желаний. Список желаний человека – этакий ящик Пандоры. Перед нами главный герой романа – гордый и обаятельный молодой человек, наделённый высокими способностями и тонкой душевной организацией, имеющий сильные амбиции, желания, жажду жизни. Он героичен в своём экзистенциальном поиске, но он проигрывает перед жизнью – он погибает. «Шагреневая кожа» символично является напоминанием о расплате за желания. Быть или не быть? Философский вопрос, поднимавшийся классиками мировой литературы в таких произведениях, как «Идиот» Достоевского, «Преступление и наказание» Достоевского, «Герой нашего времени» Лермонтова, «Гамлет» Шекспира, «Портрет Дориана Грея» Оскар Уфйльда, и многих других произведениях. Ответили ли эти романисты на риторический вопрос: быть или не быть? Однозначно – вряд ли. Фаустовская традиция – вопрос сделки с дьяволом – остаётся открытым. В «Шагреневой коже» нет прямого присутствия дьявола, но есть намёк на его аватары: многоликость. В центре внимания – проблема сделки главного героя Рафаэля де Валантена – что лучше, жить полнокровно, но кратко, или долго и однообразно влачить жалкое существование? Рафаэль выбрал первое, а что выбираем мы, последователи Бальзака? Если спроецировать проблему подобной сделки в пространство современного культурного поля? Что выбираем мы? Выводы, решения, ценности в вопросах: Во-первых: жить полнокровно или пустить жизнь на самотёк? – такими вопросами может задаваться лишь хозяин своей судьбы, лишь тот, у кого есть возможности на оба выбора! Ни смело, ни дерзко ли – вопрос, адресованный провидению, задать себе, поставить перед самим собой – согласитесь?! И тем не менее, каждый из нас, вступая во взрослую жизнь, задаётся таким вопросом. Во-вторых: чем мы можем расплатиться за право выбора? Каждый человек, переходя во взрослую жизнь понимает, что всё в ней имеет свою цену. Мы располагаем некими энергетическими сосудами жизни. Энергии немного, но как нам суждено её распределить? В чьей это власти? В продолжение статьи хочу пригласить вас на игру «Трансформация» и Госпожу игры (при себе иметь список желаний), игры вконтакте: https://vk.com/event115080532 Игра «Трансформация» – это игра превращение, которая позволяет оторваться от реальной ситуации и поднимает в круг духовных истин, ментальных установок. |