Где находится наша память?
Современная психология, которая базируется на понимании – “я – есть это тело” рассматривает человека как поумневшую обезьяну. И хотя и заявляет, что работает с личностью и умом человека, не имеет четкой концепции ни того, ни другого. Спросите у современного специалиста по душам, что такое душа или личность. Вы не получите вразумительного ответа.
Однако, еще задолго до рождения Гиппократа на востоке существовали трактаты, в которых подробно рассматривали не только грубое, но и тонкое тело, а также психологический аспект личности. И это были не просто философские книги. В них подробно описывалось тонкое тело, душа, энергетические центры (чакры), тонкие воздушные каналы, психологические типы личности, что такое разум, чувства, ум, истинное “Я”. Но тонкие тела невидимы для нас невооруженным глазом. Поэтому, когда мы сталкиваемся с проявлением тонких тел в нашей жизни, речь идёт о полях.
Изучением тонких тел человека занимается современная альтернативная медицина, частью которой и является альтернативная психология, где проявление тонких тел рассматривается на уровне резонансных колебаний. Традиционные физические поля, такие, как поле гравитации, электромагнитное поле, поля квантовой материи, рассматриваются физиками так, как будто они существуют по вечным закономерностям. Физика по-прежнему во многом следует платоновскому мышлению, как будто материя подчинена вечным математическим уравнениям. Мы живем в радикально эволюционном универсуме. Это новое понимание, возникшее только в шестидесятые годы. Но физика и химия являются эволюционными науками, а вся природа, включая законы природы, развивается эволюционно.
Руперт Шелдрейк исходит из того, что природа определяется не законами, а привычками и подчиняется она не вечным принципам, а развивающимся. Природа несет в себе память, и выражается эта память через морфические поля, растянутые во времени. Каждый род вещей обладает памятью в своем морфическом поле. Это коллективная память всех аналогичных вещей, существовавших ранее. Способ, которым она передается, называется морфическим резонансом. Речь идет о влиянии событий на происходящие позже аналогичные события. Точнее, речь о влиянии аналогичных моделей действий на последующие аналогичные модели действий. Весь мир создан по образу и подобию. Вселенная расширяется, расширяются и наши представления, а с ними и наша память. Этот вид памяти проявляется на всех уровнях природы, даже в кристаллах.
Этот способ передачи информации был назван по имени открывателя эффектом Флинна. Он основан на научных экспериментах и наблюдениях о том, что если в какой-то местности животные осваивают некий новый прием, то в другом месте научиться ему животным намного легче. Точно так же когда люди осваивают что-то новое, другие люди в любом другом месте осваивают это с большей легкостью. Все эти теории исследовались в биологии, биохимии и химии. Ряд тестов, направленных на изучение этого, существует и в сфере психологии человека. Существуют данные, подтверждающие очевидность этих принципов памяти.
Мысль о том, что морфические поля обладают памятью, является, естественно, самой спорной частью этой гипотезы, поскольку она ведет к идее, что закономерности в природе связаны скорее с привычками. Что идет вразрез со многими укоренившимися привычками мышления в науке.
Существует множество интересных импликаций этой точки зрения. Одна из них относится к природе нашей памяти. Все мы черпаем из коллективной памяти, что похоже на идею К. Г. Юнга о коллективном бессознательном. И находится эта коллективная память не в нашем мозге, а скорее мы существуем внутри коллективной памяти. Но я предложу вам нечто еще более шокирующее, а именно постулат о том, что и наша собственная память находится не в нашем мозге. В коллективные памяти мы попадаем через резонанс с похожими людьми в прошлом. Я думаю, что через резонанс с аналогичными моделями собственных действий в прошлом мы попадаем и в нашу собственную память. Индивидуальная память и коллективная память – это не разные виды памяти, они различаются лишь степенью своей специфичности. Одна из них более специфична, другая менее. Причина, по которой мы больше резонируем с собственными воспоминаниями, состоит в том, что мы больше всего похожи на самих себя и были похожи в прошлом.
Естественно, все мы приучены верить, что воспоминания накапливаются в нашем мозге. Но вот что примечательно: уже целое столетие ученые безуспешно пытаются локализовать воспоминания в мозге. В пятидесятые годы работа американского ученого Лэшли привела к кризису в этом виде исследований. Он обучал крыс всевозможным новым трюкам, после чего вырезал у них определенные участки мозга, чтобы выяснить, в каком же из них находится память. К своему удивлению, он обнаружил, что можно вырезать до пятидесяти процентов крысиного мозга, а крысы по-прежнему были в состоянии вспомнить то, чему они научились, и нет большой разницы, какие пятьдесят процентов удалить. Если он удалял весь мозг, делать крысы не могли уже ничего. Это доказывало, что мозг необходим для поведения. Но все попытки обнаружить определенные воспоминания в определенных участках мозга потерпели крах. Кажется, что память, заключил он, просто невозможна. Она кажется существующей в мозге везде и нигде. Его ученик Карл Прибрам разработал голографическую теорию памяти. Таким образом, он пытался объяснить, как память может храниться в далеких отделах мозга. Но он по-прежнему исходил из предположения, что память хранится в самом мозге. Его теория отвечала идее о том, что память должна быть локализуемой. Из чего исследователи сделали вывод о наличии какой-то еще более глубокой памяти.
А самый простой вывод, который можно сделать из всех этих усилий, состоит в том, что память вообще не находится в мозге. Конечно, повреждение мозга может повлиять на память, как нам известно, по случаям мозговых травм и следствиям апоплексического удара. Как это получается, можно легко понять, если обратиться к аналогии с телевизором. Если я возьму ваш телевизор и перережу провода, отвечающие за проведение звука и изображение, то этим я смогу заставить ваш телевизор перестать передавать сигналы. Но это не повлияет на сам процесс вещания на всех остальных, рабочих телевизорах.
Точно так же и с памятью человека. В результате повреждения мозга происходит расстройство речи (то есть коммуникации человека говорить, понимать, читать, писать), через травму человек может замолчать и стать «афазийным». Но это еще не будет доказательством того, что вся его память и мыслительные процессы исчезли. Нет, все они имеют волновую форму мнемотических символов, хрянящихся в закодированном виде морфических полей коллективного бессознательного! Это показывает только то, что эти области мозга, участвуют в произнесении или переработке звуков, не функционируют. И лечение афазии начинается с логопедии. Потому что память можно запустить в работу только с помощью мема – единицы значимой для культуры информации. А полученная и обработанная информация, т.е. проверенная на практике в виде опыт попадают в более глубокие структуры полевой памяти (коллективного бессознательного), находящейся за пределами нашего физического тела и всей биосфыеры. Таким образом работает эффект Флинна.
Еще один аспект морфических полей связан с исцелением. Поскольку все морфические поля несут в себе воспоминание о целостности системы, образ целостности продолжает сохраняться даже тогда, когда система оказывается повреждена. В биологии этот феномен лежит в основе регенерации. Можно отрезать часть ветви ивы, и она будет развиваться в новое дерево. Можно разрезать на части ленточного червя, и каждая часть может вырасти в нового червя. Даже если отрезанный кусок имеет форму, никогда еще не существовавшую, в нем, тем не менее, благодаря единому морфическому полю он имеет способность воспроизводить сам себя. Ведь в морфических полях содержиться вся информация о виде в целом. Именно способность к регенерации обнаружила в полях эту скрытую целостность.
Единственное, что демонстрирует наглядную способность к процессу регенерации в живых организмах – это феномены поля. Именно феномен поля позволяет нам чувствовать боль отрезанного пальца или органа. Осталось понять, почему человек в процессе эволюции утратил способность к регенерации и чем это обусловлено?! Можем ли мы восстановить эту способность с помощью простых воздействий на коллективную память через морфемные поля, вновб запустив и активировав биологические процессы? Ведь наша память голографична. Голограмма — это феномен поля. Если разделить на части голограмму, то каждая часть сохранит в себе образ целого. Эта регенеративная способность к восстановлению целостности присуща морфическим полям. Она включает в себя даже креативность и создание чего-то нового. Здесь важно то, что целостность восстанавливают старые модели. Старая модель сохраняется и запоминается благодаря процессу памяти морфического резонанса. Поэтому сам мозг человека непосредственно играет роль «декодера» потока информации, производимой индивидумом при соприкосновении с окружающей средой. Другими словами, подобно голографическому изображению, память, словно радиосигналы, пронизывает весь мозг. Но сама она находится далеко за его пределами!
Хотя большинство людей считают, что наши воспоминания должны находиться где-то внутри нашей головы. Однако, несмотря на это, медицинские эксперты оказались неспособны определить, в каком отделе мозга сохраняется то, что мы запоминаем. По предположениям учёных наши воспоминания на самом деле пребывают в пространстве за пределами нашей физической структуры!
После десятилетий исследований учёные по-прежнему неспособны объяснить, почему, по всей видимости, в человеческом мозге отсутствует отдел, отвечающий за сохранение воспоминаний.
Согласно Шелдрейку, автору бесчисленных научных книг и статей, воспоминания расположены не в какой-то географической точке в нашем мозгу, а в своего рода поле, которое окружает и пронизывает мозг. Следуя мнению других биологов, Шелдрейк считает, что все организмы обладают полем, существующим внутри и снаружи организма, который наделяет его формой и содержанием.
В то время как исследование памяти стало испытанием для традиционных концепций биологии, ученые подобно Шелдрейку полагают, что настоящее место расположения воспоминаний может быть обнаружено в пространственном измерении, не доступном для наблюдения. Эта идея пересекается с ранними представлениями о мысли, как «коллективное бессознательное» Юнга или даосизм, который рассматривает человеческий разум, как производное от различных источников внутри и вне тела. Современная психология должна учитывать те немаловажные энергетические факторы, исходящие из различных биоэнергетических тел человека. С этой точки зрения мозг не выступает в качестве хранилища информации или даже разума, а лишь как физическое соединение, связывающее человека с морфическим полем других его остальных тел.
Основная часть нейрофизиологической деятельности, определяющей работу памяти, происходит в гиппокампе, в височной доле каждого из полушарий. гиппокамп выделяет и удерживает в потоке внешних стимулов важную информацию, выполняя функцию кратковременной памяти. Затем превращая её в долговременную. Большинство исследователей согласны с тем, что гиппокамп связан с памятью, но механизм его работы ещё не ясен. Существует теория «памяти двух состояний». Это когда гиппокамп удерживает информацию в бодрствовании, и переводит её в кору больших полушарий во время сна. Но ещё одной его таинственной функцией является запоминание и кодирование окружающего пространства. Каждый раз, когда необходимо удержать в фокусе внимания внешние ориентиры, определяющие вектор поведения он активируется.
Если единицей памяти является мем (мыслеобраз), то интересна и сама специфика рождения мыслей. Это явление известно как мыслеформа. Любая мысль отражается в аурическом поле. Суетные и незначительные мысли не оказывают существенного влияния на ауру, но конструктивные идеи “читаются” без труда и закладываются в глубокие пласты памяти. Мысль обладает намного большей силой, чем принято считать. Негативные мысли формируют неблагоприятную полевую структуру, которая со временем проявляется на физическом уровне как заболевание. В ауре первые признаки грядущего недуга видны с самого начала. У человека в течение дня возникает от 50 до 60 тысяч мыслей, и большинство из нас не имеют ни малейшего представления о том, положительную или отрицательную нагрузку они несут.
К сожалению, большинство человеческих мыслей носит негативный характер. В этой связи неплохо практиковать технику так называемых установок. Для сознания человека не имеет никакого значения, является мысль случайной или намеренной. Разум выполняет любые команды, поступающие в головной мозг. Поэтому, как только вы “поймаете” себя на отрицательной мысли, сразу “переключайте” мышление в конструктивное, положительное русло.
Более того, разуму, фиксирующему события в нашей памяти, совершенно безразлично, является ли установка истинной или ложной. Например, испытывая нехватку средств, человек начинает думать о плохом, ибо такое направление мышления ему диктует сама ситуация. Соответственно, на ум приходят мысли скорее о нищете, чем о богатстве. Однако если всякий раз, когда вам придут в голову подобные мысли, вы будете повторять нечто вроде “Я повышаю свое благосостояние”, финансовая ситуация начнет улучшаться. Может пройти некоторое время, пока такая установка получит практическое подтверждение, но в ауре человека изменения в лучшую сторону проявятся сразу.
Из Библии известно, что душа находится в крови и в Сердце человека. А Память находится в Духе (память конечно же находится не только в Духе но и в Душе).Из этого следует, что мозг человека не более чем компьютер, посредник между Духом, Душей и телом, необходимый для управления телом через нервную систему. Если бы не было мозга, то, как бы передавалась телу божественная информация от бестелесных духа и души? Когда человек вследствие травмы мозга теряет память, а потом память может восстановиться, это и указывает на то, что память в это время «временно» находится не в мозге, (он посредник) а в Духе и в Душе. Если бы память находилась в мозге, то ранее происшедшие события нельзя было бы вспомнить, т.к. память стерлась после нарушения работы нейронов.
В Душе Разум, человек за время своей земной жизни должен набраться разума. Все эмоции тоже хранятся в душе. Дух кроме того управляет телом, он дает энергию телу, все добрые мысли тоже духа. (Иез.гл.37Ст.1-!5): как Господь с помощью Духа оживил сухие кости. Дух же не только оживляет и управляет телом, но и обогащает его духовными знаниями, как любовь, радость, вера, искусство и т.д.
Известно, что Душа расположена в нашем астральном теле и принадлежит астральному полю, дух находится в более тонких полях и взаимодействует на более высоких уровнях с космосом, Богом, Вселенной. Он непосредственно находится за пределами постижения нашего разума.
Мы есть вечные души, заключённые в материальные тела. Своими мыслями, желаниями и поступками мы творим свою судьбу. Целитель, врач может только отодвинуть проблему, болезнь на какое-то время. И только сам человек может изменить свою судьбу, вылечится. Никто не может нейтрализовать карму человека, то есть “снять” грехи человека – только сам человек путем покаяния, изменения характера, мировозpрения и поведения. Все восточные философские и медицинские школы учат, что причиной наших болезней, несчастий в жизни (или наоборот хорошего здоровья и счастья) является наш менталитет, характер, мировоззрение и отношение к себе и к миру в целом, то самой главной задачей является изучение тонких тел и их влияния на нашу жизнь.
Бакаева Елена, практический психолог.