За пределами ума

   В индуизме, причиной пребывания души (дживы) в мире сансары считается авидья (невежество), которое проявляется в незнании индивидом своей истинной природы, своего истинного «Я» и отождествлении себя с бренным материальным телом и иллюзорным миром майи. Подобное отождествление держит дживу в оковах чувственных наслаждений, заставляя её перевоплощаться и принимать всё новые и новые тела в круговороте сансары.

Стадия конечного освобождения из цикла сансары называется в индуизме по разному: мокша, мукти, нирвана или махасамадхи.

 Однажды, Сиддхартха, который стал аскетом и странствовал по Индии, чтобы обучаться у учителей, решил отказаться от всех советов извне и стал искать решение проблемы страдания там, откуда оно, как он начал подозревать, происходит: а именно, в  своём уме. Сидя в тени дерева в месте под названием Бодхгая индийской провинции Бихар, он стал всё глубже и глубже погружаться в свой ум, полный  решимости найти ответ или умереть.

Спустя много дней и ночей он, наконец, обнаружил то, что искал – фундаментальное осознавание, которое было неизменным, нерушимым и необъятным. Выйдя из этого состояния глубокой медитации, он уже был не Сиддхартхой. Он стал Буддой, что на санскрите означает «пробуждённый».

 Существует много различных точек зрения на то, в чём  смысл жизни человека. Одна из тайн мироздания, наверное, и есть поиски причины нашего появления на свет и определения цели нашего дальнейшего существования. От того, как каждый из нас ответит на эти вопросы и зависит его жизнь. С этим связаны многие аспекты поведения и психики человека во время его «путешествия на землю». Может быть, психология должна отвечать на вопрос о том, почему человек (или любой другой носитель психики) ведёт себя так или иначе.

С чем связаны процессы нашего осознания себя в этом мире?

 В современной психологии, когда мы сталкиваемся со всеми так называемыми психосоматическими состояниями «пребывания души в невежестве» или заболеваниями, в том случае, даже если они представляют угрозу для жизни, они могут быть использованы, как это ни парадоксально,  с целью психического выживания человека. «Psycho» от греч. душа. Подобные техники выживания требуют подавления враждебных мыслей. Таким образом, то естественное или вынужденное состояние, при котором человек сохраняет и поддерживает  любовь в своёй душе, и называется смыслом и целью его пребывания. Ведь самое драгоценное для человека, который вытесняет из своего сознания мысли, враждебные миру, как оказалось не тело, а те качества души, которые необходимы для жизни на Земле. Погибает тело, но человек старается спасти свою душу. Любой отказ выполнять этот закон приводит к утрате любви и, соответственно, к психической смерти. Таков порядок Мироздания.

«Душа есть Божественная струя, у нее одно дело, единственно родственное ей, – вступать в общение с Богом» (святитель Григорий Богослов).

«Иной не дает пылинке упасть на одежду его, а душа у него – то же, что свинья, едва вышедшая из зловонной ямы» (Преподобный Ефрем Сирин).

 «Горе нам, что мы к болезням и недугам телесным довольно внимательны, а к болезням и язвам душевным, самым тягчайшим, бесчувственны» (Преподобный Исайя Отшельник).

 В круговороте сансары живые существа, эволюционируя или деволюционируя, проходят через различные формы жизни от микробов, насекомых, растений и даже минералов — до самой возвышенной позиции девы-творца вселенной Брахмы. Положение, в котором оказывается живое существо в этой жизненной иерархии, зависит от качеств, приобретённых в прошлых воплощениях и является плодами кармы, которые индивид вынужден пожинать.

 Существует несколько вариантов объяснения работы кармических реакций в цикле сансары. Согласно некоторым из них, душа (джива) после оставления грубого материального тела переносится тонким телом на небесные или адские планеты или планы бытия (локи) и прибывает там до тех пор, пока не пожнёт определённую часть плодов своей хорошей или плохой кармы. После этого джива рождается заново и оказывается в определённом теле и при определённых обстоятельствах, которые являются результатом остатка её кармы. Теоретически, это делает возможным памятование о прошлой жизни (джатисмара) — способность, которой часто обладают великие святые и которая может быть развита посредством определённых духовных практик. 

Действительно, если учесть, что мы все в недалеком прошлом пребывали в состоянии белкового организма, самый древний орган которого, кишечник, наши все потаенные мысли и чувства зависят от нижних слоев души, которые, частично находятся в кишечнике. Не зря говорилось у древних «лишить живота», значит, лишить жизни. Потому что основные слои души ассоциировались с животом, процессами пищеварения – основными процессами жизнедеятельности. И лишь потом, как оказалось,  что высокие чувства человека находятся в области груди. Показывая на свою грудь, на свое сердце, человек говорит о любви, преданности и вере. Высшие слои души связаны с духом и сознанием и находятся над головой человека. Поэтому у святых часто рисуют эту высшую энергию в виде нимба над головой.

Обратите внимание на то, как мы крестимся. Мы начинаем крещение с головы, с того места, где находятся наши самые высокие чувства, потом кладем руки на живот, как бы связывая Божественное и животное начало воедино, и, в заключение, возлагаем руки на груди, где наше Божественное начало и инстинкты объединяются и проходят трансформацию через сердце человека. Получается, что наше  сердце является проводником и в мир Божественный, и в мир человеческий, и в мир животный одновременно. Наша задача – объединить эти начала воедино и приблизиться к нашей Божественной сущности.

 

Представление о душе в эпоху античности.

Ранние античные авторы нередко уделяли в своём творчестве внимание проблемам природы человека, его души и разума. До настоящего времени из всего спектра взглядов древних авторов дошла лишь классификация темпераментов Гиппократа, хотя многие идеи Платона оказали влияние на развитие философских основ представлений о психике, в частности, представление о человеке, как существе, раздираемом внутренним конфликтом мотивов, нашло своё отражение в психоаналитических представлениях о структуре личности. Как и у большинства других наук, «дедушкой» психологии справедливо можно назвать Аристотеля, в своём трактате «О душе» давшего развёрнутый анализ предмета психологического исследования.

Средние века

Средневековые работы о психологии в Европе были в целом сконцентрированы на вопросах веры и разума, в заметной степени христианскими философами, начиная с Фомы Аквинского, были заимствованы идеи Аристотеля. Из восточных учёных внимание психологическим вопросам уделял Ибн Сина (Авиценна).

Новое время

В 1590 году Рудольф Гоклениус впервые использует термин «психология» для обозначения науки о душе. Его современник Оттон Касман считается первым, кто употребил термин «психология» в современном научном смысле.

XVIII век

Представители нового времени, например Декарт, считали что тело и душа имеют разную природу-это был новый взгляд на проблему психологии. «Душа и тело живут и действуют по разным законам и имеют разную природу» Декарт.

Так что же всё-таки связывает наше пребывание в этом мире с нашим осознанием этого пребывания? В колесе сансары чётко указано на то, что смыслом нашего существования  является обретение более новых, совершенных уровней осознания, хотя современная наука довольствуется совершенствованием способов восстановления психического и физического здоровья человека. Всем  давно уже стало известно, что все физические заболевания являются следствием болезней души. Именно от того, насколько правильно мы себя осознаем в этом мире, настолько хорошо мы себя чувствуем.

От чего зависит новый уровень осознания человеком своего существования? Каждое живое существо может быть охарактеризовано тремя основными аспектами, или качествами: телом, речью и умом. Тело, естественно, относится к физической, или материальной, части нашего существа, которая постоянно меняется. Оно рождается, растёт, болеет, стареет и, в конце концов, умирает. Речь относится не только к нашей способности говорить, но и ко всем разнообразным сигналам, которыми мы обмениваемся, и даже выделяемым  феромонам  – химическим  веществам, которые оказывают тонкое влияние на наше поведение. Определить реакцию страха можно по запаху пота, выделяемого в этот момент нашим организмом. Как и тело, речь представляет собой непостоянный аспект опыта. Все послания, которыми мы обмениваемся посредством слов и других сигналов, в своё время приходят и уходят. И когда тело умирает, с ним умирает и способность речи.

Ум описать труднее. Как бы глубоко мы ни исследовали этот аспект бытия, нам не удается обнаружить какой-то определенный объект, который мы называем умом. Однако, благодаря уму, у нас происходят конечные процессы осознания. Известно, что все проблемы, которые испытывают люди – это привычки мышления и восприятия, укоренившиеся в нашем уме. Естественно, то, как в уме укореняются ошибочные понятия и как от них можно избавиться, стало темой учений, которая привлекает людей.

Как думать над смыслом явлений, и как применить этот смысл к своей собственной жизни?

Когда мы оглядываемся в прошлое, как часто мы понимаем, что основная причина наших тревог и недоумений была в том, что мы ещё не вполне осознавали действительную природу своего ума. И где-то на уровне подсознания, которое объединяет в себе и наш древний ум, который находится в стволовом мозге (рептильный мозг), и головной  мозг, мы осознаем, что устройство нашего мозга создаёт реальные возможности изменять качество нашего повседневного опыта. Наш повседневный опыт это и есть те мысли, которые прошли через  наши чувства, которые «переварила» наша душа.

В сущности, страдание и неудовлетворенность только помогают нам достичь состояния нирваны или хотя бы приблизиться к нему. Потому что именно страдание, начиная с назойливого внутреннего шёпота, говорящего нам о том, что мы могли бы быть счастливее, если только какой-то незначительный аспект нашей жизни был бы другим, и заканчивая муками болезни и ужасом смерти  подталкивает нас к изменениям.

Для того, чтобы жить на земле, каждый человек должен проникнуться причиной своего пребывания, смыслом жизни. И если он выбрал путь совершенства необходимо помнить три правила:

Правило первое – не забывать, что мы Божественны.

Правило второе – усиливать единство с Богом, раскрывать свою Божественную сущность.

Правило третье – не забывать, что ты человек.

 

БАКАЕВА  Елена,

практический психолог и нумеролог.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

− 6 = 2