Психоанализ фильма “Почётный гражданин”

побывав на встрече 3.02.18: “ОТ АНАЛИЗА ФИЛЬМА К КЛИНИЧЕСКОЙ РЕАЛЬНОСТИ/ ПОПОВ А.Г. МОСКВА «Почётный гражданин» и составила анализ картины своего видения, учитывая комментарии к фильму А.Г.Попова
Попов Александр Георгиевич, г. Москва:
• Доктор философии,
• Президент Международного Профессионального Психоаналитического Общества

От анализа фильма Поч тный гражданин к его клинической реальности

Главный герой фильма «Почётный гражданин» 2016г., знаменитый аргентинский писатель, Даниель Мантовани, получает нобелевскую премию! На церемонии вручения в своей торжественной речи, посвященной событию, он признаётся в том, что это огорчает его. Даниэль раскаивается в том, что получил всенародное призвание и стал комфортным писателем для всех, на самом деле, его желание быть писателем для избранных. Свою речь он заканчивает на том, что, похоже, карьера его подошла к концу, чем, конечно, шокирует публику. Его тонкий намёк на символичном языке танатоса похож на приговор, который писатель выносит себе, потому что потребность во всенародной любви, признании и уважении осуществилась, но главной ценности жизни нет, жизнь пуста. Признание же фейковой удачной личности его прототипа, с кем он себя не отождествляет, отчасти тешит его самолюбие и нарциссизм, но убивает душу. Более всего он скорбит о том, что «народ» (ни одна персона) не поняла его мечущуюся душу, пустоту из отчаяния и скорби, которые окружает его перед грандиозным бессмертием признания на подмостках вечности. Ведь отсутствие экзистенциальных ценностей бытия (любовь=одиночество) раздирает и уничтожает героя изнутри. В течение 5 лет после нобелевской премии Даниэль не пишет ничего, демонстративно отказывается от встреч, приёмов у президентов и сценариев фильмов по его романам, предлагаемых деятелями искусства.

Пять лет спустя, в эпатажной сцене на фоне красного фламинго, спящего в озере, писатель стоит в тёмных очках и куртке чёрного цвета с нахлобученным поверх капюшоном, отрицая происходящее. Символично чёрный=смерть, красный =желания, страсти, фаллос. Но окна его бессознательного ещё потеют воспоминаниями, и их приходится протирать, чтобы понять, что он не только зритель картин своего прошлого, но ещё и та личность, которая хочет туда вернуться, чтобы оживить воспоминания и пройти испытания Любовью=болью.

И вот совершенно неожиданно обсуждая корреспонденцию со своей секретаршей, он получает приглашение от мэра Саласа, глухого провинциального города своего детства, в котором Даниэль не был 40 лет! Отказываясь от других важных приглашений, он инкогнито прилетает в свой город….

Старая грязная машина вместе с дебиловатым таксистом встречают его в аэропорту. Машина ломается и дальше начинаются комичные парадоксы. Писатель вырывает страницы их своего бестселлера, чтобы разжечь костёр и сходить в туалет. Режиссёр метафоричным языком показывает нам через призму примитивизированной обстановки , что иногда лучшим лекарством является «насрать» на славу, которая ничто по сравнению с простыми жизненными ценностями и человеческими потребностями.

Мэр города, который безумно рад прибытию героя, считывает фэйковый образ писателя, и предлагает программу мероприятий, желая потешить самолюбие всенародного любимца. Даниэль отвечает благодарностью и искренне делится своим писательским опытом, участвует во всех конкурсах, выставках и даёт серию лекций. Но ему предстоит ещё одна немаловажная встреча. В маленьком забытом городишке проживает любовь его юности. На встрече с бывшей первой красавицей города Даниэль понимает, что всем своим невербальным поведением она признаётся в любви герою, несмотря на долгие годы, мужа, детей и прекрасный дом. Но Даниэль, «Тити» по прозвищу детства, не готов разрушить её иллюзии, оживая воспоминаниями, он страстно целует её!

Интересные события разворачиваются дальше! Самым наглым образом в гостинице в постель писателя бросается молодая девушка, в надежде, что тот увезёт её из провинции, где её не ждёт ничего хорошего, кроме повторения несчастной судьбы своей матери. Не подозревая о том, что это дочь его дамы сердца, нобелевский лауреат проводит ночь с этой девушкой. Наутро лучший друг детства Даниэль, который одновременно является мужем дамы его сердца, ничего не подозревая об этих событиях, всячески демонстрирует поведение альфа-самца и своё благополучное состояние. Гиперболизируя свою мужскую потенцию в баре путан, куда он тащит главного героя, местный 60-летний мачо напивается вдрызг и начинает преследовать писателя с планом отмщения за то, что его жена не принадлежит, и никогда не принадлежала ему.

В заключение этого любовного триллера, наш нобелевский лауреат признаётся на торжественном открытии выставки о том, что в этом городе нет культуры, буквально презирая местных жителей за то, что какими они были до его отъезда, такими и остались. Серость, порочность и тривиальность персонажей города, которые «никогда не выходили из Саласа» стали главными мотивами его сюжетов, в которых он обличает  этот город. В конце выставки его забрасывают яйцами, что символично означает возрождение героя. Яйцо=возрождение. В развязке сценария фильма, наш беглец со сцены, обретает своё настоящее лицо, вместо фейковой бессмертной статуи прототипа своей личности. В этом он находит табуированную обществом свободу индивидуальности, которая ему дороже признания. Встретившая после всех «печальных» событий краха его личности дама сердца, пытается вывести героя из города в опасениях, как бы его не пристрелили.       Пока Даниэль впопыхах собирает вещи в гостинице, муж дамы сердца едет на охоту на кабанов, запланированную вместе с ним по началу приезда. Вечером, когда герой выходит из гостиницы с вещами, он его увозит. На пути в неизвестность друг детства и муж дамы сердца Даниэля останавливается и сообщает, что тот приехал, выкидывает его сумку из машины. Писатель уходит вдаль, поруганный муж палит ему под ноги, а его спутник по охоте делает контрольный выстрел в грудь. Герой падает ниц.

В конце фильма под бурные овации на торжественной речи с выхода его новой книги «Обретённое лицо», герой выглядит абсолютно счастливым. В новомодных очках с белой оправой он демонстрирует публике свою рану на груди, как своё второе рождение. Символично белый=чистота, непорочность, новизна.

Теперь Даниэль считает себя воистину живым, отпустив свой комплекс козла отпущения за грехи города, в котором никто никого не убивал, потому что там все мертвы изначально!

Выводы. Весь бэграунд фильма пронизан идеей о том, что психика инфантильного бессознательного отвергает несчастливую жизнь (деструктивную или депрессивную мать (в роли матери здесь символично описывается общество городка Саласа, которое воспитало его). Стремление вырваться из этого общества обусловлено сепарацией от столь разрушающей диады по признакам непохожести Я =выше, лучше, благороднее, духовнее вас. Иногда человеку символично нужно умереть, пройти испытания  клинической смертью, аварией, катастрофой, операцией, чтобы на языке инфантильного бессознательного проникнуться идеей второго рождения. Потому как первое «неудачное»» рождение отрицается и вытесняется, второе потерпевший по праву приписывает себе, как нарциссический комплекс всемогущества.

Бакаева Л, практический психолог

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

11 − 4 =