Соединение и раздвоение (по фильму “Чёрный лебедь”)
Недавно я посмотрела фильм “Чёрный лебедь” (2010г.) Роль главной примы в фильме играет Натали Портман, которая получила оскар за неё!Фильм поразил меня идеей о том, что с некоторыми вещами играть не стоит. Некоторые вещи несовместимы. так, например, невозможно, не убив в себе белого лебедя, сыграть чёрного. И только человеческой натуре удаётся такое потрясающее фиглярство. Искренняя, светлая и невинная девушка великолепно танцует! Кроме отточеной техники, виртуозности, красоты и грации, в ней соединяются в едином порыве красота, чистота и неискушённость. Всё это очарование не лишено вдохновения. Как оказалось по сценарию, девушке просто суждено сыграть белого лебедя! И это большая честь для неё, ведь она выступает как прима-балерина в известной труппе Линкольн-центра в Нью-Йорке. Но вся беда в том, что в этом балете она должна сыграть ещё и чёрного лебедя, злую и коварную соперницу. Девушка согласна и начинает разучивать роли, которые, казалось бы, написаны специально для неё. Красоту открывают глаза смотрящего! У нашей героини, теперь уже, главной примы, прекрасно получается роль белой лебеди, но вот незадача: чёрного лебедя, своего двойника – у неё играть не получается. Не хватает коварства! И тут, в своих безумных идеях, режиссёр балета, заядлый растлитель молодых сердец и талантов, решает раскрыть сексуальность главной героини, чтобы та смогла вжиться в роль чёрного лебедя. И он соблазняет её, подсылая к ней свою свиту в виде лесбиянки, которая пытается стать её подругой! Девушки спят вместе прямо на квартире у нашей героини! Как это часто бывает с великими произведениями, актриса настолько входит в образ «Чёрного лебедя», что постепенно полностью начинает превращаться в него. И оба лебедя: и чёрный, и белый начинают жить в ней своей отдельной жизнью. Всё, как на больничной койке в психушке! В трансактном анализе человека спасают от психической боли три люка: это шизофрения, либо поиск виноватого (убийство другого), или убийство себя! Наша героиня претворяет все эти три сценария в жизнь! Итак, открывается первый аварийный люк: актриса сходит с ума! Её везде преследует двойник: видения заканчиваются тем, что сквозь её кожу прорастают перья, а ноги превращаются в лапы. Бэкграунд картины содействует тому, что белая лебедь, не нашедшая любви, но разбудившая в себе сексуальность, мстит чёрной. Таким образом, личность примы, расщепляясь на две, желает уничтожить одну из них! Фрустрированное поведение девушки усугубляется открытым деспотизмом и гиперопекой матери, которая хочет счастья дочери. По её понятиям, счастье – это быть главной примой балета любой ценой. В следующей сцене открывается второй аварийный люк, и актриса убивает свою соперницу, чтобы сыграть главную роль. Таким образом, на сцене она превращается в чёрного лебедя – сущего дьявола. Возвращаясь в гримёрку, девушка понимает, что убила не соперницу, а себя. Таким образом, закрывается последний аварийный люк. Трагедия картины в том, что девушка могла избежать такой развязки, отследив свои чувства. Но самое главное в этой трагедии – предательство себя. Ведь героиня расстаётся со своей невинностью, жертвуя жизнью и честью ради роли, которая нужна не ей, а её матери! Которая не стала в своё время звездой балета! В результате демонизируя свой поступок и скорбя по утрате “белого лебедя”, которого теперь сыграть невозможно, душа девушки утрачивает связи с принадлежностью к этому образу навсегда. Вывод напрашивается сам собой: эта роль не стоила жизни, и уж тем более, чести и любви. Демонизм чёрного лебедя в одностороннем порядке разрушает сущность белого. И смерть примы-балерины в конце картины – ответ: когда душа умерла, вскоре погибает и тело. Вытаскивая осколки зеркала из своего живота (метафора «жизнь»), девушка выходит в костюме белого лебедя, чтобы станцевать прощальный танец зрителям! В финале, в костюме белого лебедя актриса испытывает возрождение, и избавление от образа “чёрного лебедя”, которым она никогда не была и так и не смогла стать. Смерть тела примы выступает аллегорией смерти её личности. Искупленим за то, что она сделала с собой, надевая на себя чужой образ, демонизирующий её либидо и любовь к жизни. Но если бы вовремя произошла сепарация с её матерью, такого бы не случилось! В жизни зачастую происходит всё гораздо медленнее, чем в кино. Постепенно убивая в себе человеческое, люди могут годами не испытывать особого дискомфорта, пока не окажутся на больничной койке. Дело в том, что с совестью нельзя договориться. Безусловно, в каждом из нас живут персона и тень. И они произносят свои монологи на сцене нашего театра каждый день. Важно отследить среди этих монологов уровень честности с самим собой. Потому что, там, где нет честности, нет условий для существования. Степени соединения этих субличностей в нас в единое целое у каждого разнятся, но, тем не менее, в здоровом теле – здоровый дух! Психическое здоровье – это единство духа, души и тела. Субличности должны гармонично дополнять картину образа личности. Если их соединение бесконтактно, то это, порой, требует цену у здорового рассудка. Такой риск ничем не оправдан. Нужно обладать большой силой духа, чтобы контролировать степень этого риска. Когда люди пытаются совместить несовместимое, нравственность может пострадать. Ведь когда честность отступает на задний план, личность разрушается. Нравственность базируется на честности. Если создать контакт у синего с красным проводов, переходы напряжения приведут к взрыву. Когда больное эго пытается договориться с совестью, наступает раздвоение личности. Г Говорят, что есть предзнаменование или три знака, предшествующие распаду личности! Клайв Стейплз Льюис однажды сказал, что “Бог обращается к человеку шепотом Любви, а если он не услышан — то голосом Совести. Если человек не совести — то Бог обращается через рупор страданий!” Шизофрения – это болезнь совести, не договорившейся с больным эго. Основополагающая причина раздвоения личности изначально заложена в самой природе человека. Шизофрения приходит, когда мы перестаём думать, исходя из концепции “не делай другим то, чего не желаешь себе”! Так, каждая личность любого человека может подвергнуться испытаниям времени! И пока не задето её эго, демонизм её личности, её тень, о которой человек не догадывается, может жизнь своей жизнью. Но вот в один прекрасный момент, когда эта тень проявляется, нужно суметь повернуться к свету! В целом, конфликты отношений со своими субличностями построены на желаниях человека. Но МИР НЕ СООТВЕТСТВУЕТ ОЖИДАНИЯМ, к сожалению! и чем меньше у нас ожиданий, чем меньше привязок – тем меньше конфликтов и борьбы! Нужно всегда соблюдать необходимый баланс и не переступать грань, за которой уже нельзя будет вернуться назад! Если раздвоение – это начало болезни, то её лечение нужно искать в целостности. Когда вы слишком много времени тратите на создание фейковой личности, утешая своё самолюбие, ваша индивидуальность уходит на второй план. |